Развитие сенсорных способностей в игре

«…Развитие сенсорных ощущений,
эмоциональных впечатлений, а на их основе
– восприятие в целом является особенно актуальным»
Л.С. Выготский


Сенсорное воспитание, то есть, формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности - основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он сможет оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста следует использовать следующие задачи:
*создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
* разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного опыта детей.
* развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их
с образцами знакомых предметов.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: * является игровым методом обучения детей;
* формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью;
* средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Обучая детей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма и цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, необходимо организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали уют, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого создали необходимую обстановку в группе, которая в значительной степени повлияет на развитие мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил,
необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей сенсорного опыта.
Для создания игр используется самый доступный и простой материал: крышки от пластмассовых бутылок, разноцветные прищепки, пирамидки, матрешки, картон и др. При размещении игр учитывали поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагали на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Большую часть игр, строили таким образом, что может проводиться одновременно, как с подгруппой детей, так и индивидуально, что даёт возможность использовать их в разных видах деятельности.
Такая работа по восприятию формы и цвета даёт возможность более полно решать поставленные задачи.
Особое внимание для развития зрительного восприятия обращали на эстетическую сторону дидактического материала. Насыщенность цвета, красивое оформление, четкая форма дидактических пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений. При проведении игр формировали не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию:
дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т.е. использовали сенсорно-моторные движения.
Игры доставят детям радость, желание играть, а значит познавать окружающий мир, только при системном обучении. Мы использовали в своей работе с детьми следующие игры на развития упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей: например, игра «Какого цвета не стало?» Показать малышам несколько шариков разного цвета. Детям показывают несколько флажков разного цвета. они называют цвета, а потом закрывают глаза. Убирали один из шариков. Определить, какого цвета не стало.
Важнейшими принципами решения намеченных задач являются планомерность и систематичность организации обучения детей.
* Принцип дифференцированного подхода.
Ребёнок – личность, индивидуальность. Для домашних детей подбирали задания более легкие, чем те которые давали детям, посещающим детский сад. Если домашним детям давали задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то домашним задание на их различение: «Найди такую же как у меня». И просили обозначить результат словами «такая же», «не такая же». Это касается и других свойств предметов, формы, размера.
* Принцип сотрудничества
Давали понять ребенку, что всегда готовы прийти на помощь.
Если ребенок не справлялся с каким либо заданием, предлагали: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «Ты, конечно же справишься». Например, «собрать пирамидку по принципу уменьшения колец», тогда предлагали: «Давай вместе соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнял задание.
*Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляли понимание, деликатность, восхищались его инициативой и самостоятельностью – что способствовало формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Замечательно!», «Я знаю, ты сможешь!» и др.
*Принцип вариативности
Работу в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, старались использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих
действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом: «Разложи по цвету», «Подбери иголки ёжику», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Найди пару» и др. В повседневной жизни обращали внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Для игры с цветом, использовали карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагали под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, мандарина — оранжевую и т. д.
Первоначально предлагали игры на группировку. Этому посвящается ряд игр на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство, выступает на данном занятии единственно новым
Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.
В планировании методов обучения маленьких детей четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждой игры основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения предлагали выполнить каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.
Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагали:
* посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
* посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): *вначале на один, потом на другой;
* снова посмотри на свой предмет;
* найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
* покажи его воспитателю;
* положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
Особый такт проявляли при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия.

Литература.
1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.
5. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
6. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией
Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.

Волгина Лилия Васильевна, Насонова Т.А., Мусатаева Ж.А, Сулейменова С.Е – воспитатели. КГКП»Санаторный я/с №2 «Батыр»