Методическое занятие: "Организация и провидение соревнований по спортивным играм"

Содержание:
1.Введение.
2.Виды соревнований.
3.Положение о соревновании.
3.Системы розыгрыша.
4.Оценка и учёт результатов соревнований.

План провидения методического занятия:
1.Организационный момент.
2.Теоритические сведения.
3.Показ и обучение систем розыгрыша.
4.Обсуждение методического занятия

Цель урока: Воспроизведение изучающего материала, выявление уровня физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки игроков, принимающих участие в соревнованиях.
Тема: Спортивные игры - методическое занятие.
Задачи урока:
 1. Ознакомить с видами соревнований, положением соревнований.
 2.Обучением систем розыгрыша.
 3.Обучение ведения итоговой таблицы.

2.Теоретические сведения:
Дать понятие о составлении положения соревнований, о проведении систем розыгрыша, характеристику положительных и отрицательных сторон, научить правильно вести итоговую таблицу результатов соревнований.

3. Обсуждение методического занятия
Введение:
Соревнования являются органической и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, один из методов привлечения широких масс к занятиям спортивной игрой. В соревнованиях проверяется качество учебно-тренировочной работы, выявляются ее недостатки, подводятся итоги работы за определенный период времени. Определяются сильнейшие спортсмены и лучшие команды. Кроме того, соревнования стимулируют систематическую тренировочную работу, повышают уровень спортивного мастерства. Они служат также действенным средством выявления уровня физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки игроков, способствуя развитию чувства коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, воспитывая волю и настойчивость, пропагандируя данный вид игры.

Виды соревнований
Соревнования по спортивным играм подразделяются на следующие виды: первенства, или чемпионаты, соревнования на кубок (приз), матчевые встречи, контрольные встречи, уравнительные, классификационные, отборочные соревнования, однодневные соревнования (блицтурниры), показательные и товарищеские встречи.
Первенства, или чемпионаты (школы, района, города, республики и т. п.), проводятся обычно только один раз в год. Это единственный вид соревнований, в котором присваивается звание чемпиона. Как правило, первенства проводятся по круговой системе с определением мест всех участников.
Соревнования на кубок (приз) учреждаются различными организациями: комитетами по физической культуре и спорту, редакциями печатных органов, спортивными клубами, советами физкультуры школ. Они проводятся по системе с выбыванием.
Матчевые встречи организуются специально, они предусматриваются календарем спортивных соревнований. Многие из таких встреч являются традиционными.
Контрольные встречи проводятся с целью проверки готовности команд к предстоящим ответственным соревнованиям.
Уравнительные соревнования проводятся между командами различной подготовленности. Благодаря специально созданным условиям силы участников до некоторой степени уравниваются: более слабая команда получает до начала игры некоторое количество очков (фору), что уравнивает возможный исход встречи. Это заставляет участников вести спортивную борьбу в полную силу. Размеры форы зависят от разницы в классе игры команд. Фора объявляется заранее или же только после окончания соревнований. Уравнительные соревнования обычно проводятся в коллективе физической культуры (школы, предприятия). Часто в школе в этих соревнованиях младшим приходится играть со старшими. Например в баскетболе команда 7 класса встречается с командой 8 класса, которая лучше подготовлена. Чтобы условия встречи были равными, команда 7 класса заранее (до начала игры) получает 7 очков. Более сильной команде 8 класса, чтобы выиграть, необходимо сначала сравнять имеющийся счет, а затем набрать необходимое количество очков для победы. Количество очков, заранее получаемое более слабой командой, определяет учитель.
Классификационные соревнования проводятся для определения уровня спортивной подготовки и присвоения спортивного разряда.
Отборочные соревнования проводятся с целью выявления одной или несколько команд для участия в более крупных соревнованиях.
Однодневные соревнования (блицтурниры) проводятся в течении одного дня с участием большого количества команд. Для быстроты проведения однодневных соревнований время игры сокращается. Например, в футболе - два  тайма по 30 мин., в баскетболе- 20 мин. без перерыв, со сменой сторон после 10 мин. игры. Обычно такие соревнования планируются в праздничные дни, посвящают открытию сезона, началу учебного года.
Показательные встречи проводятся с целью популяризации спортивных игр и демонстрации спортивного мастерства.
Товарищеские встречи- это неофициальные встречи, которые проводятся без утвержденного положения, по взаимной договоренности между отдельными командами, для проверки подготовленности игроков к предстоящим соревнованиям.
Качество проведения соревнований зависит от тщательной их подготовки.

Положение о соревновании
Подготовка к соревнованию начинается с разработки положения о соревновании. До проведения соревнований по спортивным играм соответствующая организация обязана утвердить положение о соревновании. Положение следует утвердить заблаговременно с таким расчетом, чтобы участвующие организации могли заранее с ним ознакомиться и тщательно подготовиться. Отступление от утвержденного положения недопустимы.
В положении о соревнованиях указывают: цели и задачи, время и место проведения соревнований, руководство соревнованиями, участников соревнования, порядок проведения соревнований и определения победителей, награждение команд и участников, условия приема команд, формы и сроки представления заявок, место и время жеребьевки.
Спортивные соревнования проводит судейская коллегия. В ее состав в зависимости от вида спорта могут входить: главный судья и его заместители, главный секретарь  и его помощники, судьи- секундометристы, судья- информатор, врач и др. Права и обязанности судей определяются правилами соревнований по каждому виду спортивных игр.

Системы розыгрыша
В практике проведения соревнований по спортивным играм в большинстве случаев применяется две системы розыгрыша: круговая и система с выбыванием (олимпийская).
Кроме указанных систем, иногда применяется смешанная система. На первом этапе соревнования проводятся по системе с выбыванием, на втором- по круговой системе или наоборот.
Круговая система. При круговой системе соревнований каждая команда (участник) играет по очереди со всеми остальными. При небольшом числе участников возможно проведение встреч со всеми противниками дважды или по нескольку раз. Победительницей считается
команда  (участник), выигравшая наибольшее количество встреч. Одновременно выявляются и последующие места, занятые командами, которые определяются по количеству выигранных встреч.
Круговая система дает возможность наиболее точно определить силы команд. Элемент случайности при проведении соревнований по этой системе минимальный. Недостатком круговой системы является то, что для проведения соревнований нужно много времени.
Для определения количества встреч при проведении соревнований по круговой системе используются следующей формулой:
А(А-1)/2=х
Где А-число команд, х- количество встреч. Например, количество встреч при 16 команд будет равно:
 16(16-1)/2=16*15/2=120

Очередность встреч (календарь игр) определяется по специальной, приведенной ниже таблице. Команды, участвующие в соревновании, получают в порядке жребия номер. По соответствующей таблице определяется, какие номера встречаются друг с другом в каждый день соревнований.
Таблицу для любого количества команд можно составить самостоятельно несколькими способами. Для примера укажем два способа, которые дают возможность чередовать встречи на своем поле со встречами на поле противника.
Первый способ. Составляют таблицу по круговой системе «змейкой»  вначале на нечетное число команд (участников). Например, если команд 10, то таблицу составляют для 9 команд (количество команд минус 1). По количеству команд (участников) проводятся вертикальные параллельные линии (всегда нечетное число).

Таблица для 9 и 10 команд

 

 

6-10

 

7-10

 

8-10

 

9-10

 

6

5

7

6

8

7

9

8

1

9

7

4

8

5

9

6

1

7

2

8

8

3

9

4

1

5

2

6

3

7

9

2

1

3

2

4

3

5

4

6

10-1

 

10-2

 

10-3

 

10-4

 

10-5

 


Под первой вертикальной линией ставят цифру 1 и снизу вверх справа от нее столько цифр, сколько можно составить пар из 9 команд (9: 2=4 пары +1, т.е. 2, 3, 4, 5). Вторую половину цифр дописывают сверху вниз слева от вертикальной линии. Над второй вертикальной линией пишут очередную цифру после 5 ( в нашем пример 6) и далее продолжают писать сверху вниз, потом снизу вверх и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над линией, как указано на таблице. И так до тех пор, пока не возникнет необходимость поставить цифру 1 над вертикальной линией. Цифры, которые окажутся под вертикальными линиями или над ними, а при нечетном количестве эти цифры образуют с последней четной цифрой одну из пар данного игрового дня, например 1-10, 10-6, 2-10, 10-7 и т. д.
Цифры, расположенные по одну и другую сторону каждой линии, обозначают игровые пары, причем цифры с правой стороны от линии обозначают команды, играющие на своем поле, цифры над линиями - на поле противника. При этом каждый два соседних столбика образуют очередной игровой день.
Таким образом можно составить календарь игр.

Календарь игр для 9 и 10 команд

1-й день

2-й

день

3-й

день

4-й

день

5-й

день

6-й

день

7-й

день

8-й

день

9-й

день

1-(10)

(10)-6

2-(10)

(10)-7

3-(10)

(10)-8

4-(10)

(10)-9

5-(10)

2-9

7-5

3-1

8-6

4-2

9-7

5-3

1-8

6-4

3-8

8-4

4-9

9-5

5-1

1-6

6-2

2-7

7-3

4-7

9-3

5-8

1-4

6-9

2-5

7-1

3-6

8-2

5-6

1-2

6-7

2-3

7-8

3-4

8-9

4-5

9-1


Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если количество участвующих команд нечетное, то команда, номер которой указан в паре с номером в скобках, в данный день свободна.
Второй способ составление календаря, так и как первый, дает чередовать встречи на своем поле со встречами на поле противника. Таблицу составляет для нечетного количества команд (3, 5, 7 и т.д.)
Для примера составим календарь игр для 6 команд. Количество участвующих команд делят пополам. Номера команд записывают в одну строчку по горизонтали, в данном случае для 6 команд в первой строчке пишут номера 1, 2, 3 ( против первого календарного дня) на некотором расстоянии друг от друга, например (табл. 3) :


ТАБЛИЦА 3
1-й день     1    2    3
2-й день    4    5    1
3-й день    2    3    4
4-й день    5    1    2
5-й день    3    4    5
       
ТАБЛИЦА 4
1-й день    1-(6)    2-5    3-4
2-й день    (6)-4    5-3    1-2
4-й день    (6)-5    1-4    2-3
5-й день    3-(6)    4-2    5-1

Затем, против второго дня пишут номера второй половины участвующих команд без последней четной цифры (в данном примере без цифры 6). Против каждого следующего календарного дня пишут цифры по порядку до последнего календарного дня (табл.3).
Далее от последнего календарного дня пишут цифры в обратном порядке (табл. 4).
Команды, которые окажутся первыми в каждом календарном дне, при нечетном количестве участвующих команд будут свободными от игр данного календарного дня, а при четном количестве образуют с последней по счету командой одну из пар данного календарного дня. Например, 1-6, 6-4, 2-6 и т.д. Наибольший номер (в данном примере 6) в нечетном дне ставится вторым, а в четном – первым. Таким образом, из каждой строчки цифр составляются пары календарного дня.
При необходимости провести соревнования в более короткий срок может быть применена круговая система с разбивкой команд на предварительные подгруппы. Например, если для проведения игр по круговой системе с 18 командами требуется 17 дней, то с разбивкой на предварительные подгруппы это соревнование можно провести за 10 дней.
Если соревнования проводятся с разбивкой команд на подгруппы, то применяются жеребьевка с рассеиванием. Как правило, основанием для этого служат результаты, показанные командами на предыдущих соревнованиях. В приведенном примере 18 команд могут быть разделены на 3 предварительные подгруппы (согласно жеребьевка), по 6 команд в каждой. Соревнования в подгруппах займут 5 дней. Команды, занявшие 1-2-е места в подгруппах, образуют первую финальную группу, команды, занявшие 3-4-е места,- вторую финальную, а команды, занявшие 5-6-е места, - третью финальную группу (по 6 команд в каждой).
Это должно быть указано в положении о соревновании. Соревнования в финальных группах займут также 5 дней. Первая финальная группа разыгрывает с 1-ого по 6-е место, вторая – с7-ого по 12-е место, третья – с 13-го по 18-е место.
Система розыгрыша с выбыванием заключается в том, что команда, потерпевшая поражение, выбывает из дальнейшего участия в соревновании. Победителем соревнования считается команда, закончившая соревнования без поражения. Обычно по такой системе разыгрываются соревнования на кубок (приз). Положительной стороной этой системы является то, что при большом количестве команд соревнования можно провести в относительно короткие сроки. Отрицательные стороны этой системы с выбыванием заключается в том, что она определяется только 1-2-е места, возможны случаи выхода в финал не самых сильных команд, половина команд выбывает из соревнований сразу после первой игры, и поэтому большинство команд проведет малое количество игр.
Календарь игр составляют на основании таблицы. Порядковый номер команды в этой таблице определяется жеребьевкой. Если число участвующих команд равно числу 2n (4, 8, 16, 32 и т.д.) то все команды вступают в соревнования с первого тура. Наименование команд располагаются в таблице сверху вниз, одно под другим, в порядке, определенном жеребьевкой (табл. 5).

ТАБЛИЦА 5
1-й тур             2-й тур

1.“Пламя”       “Космос”
2.“Космос”                               “Космос” (победитель)
3.“Заря”          “ Заря”                    
4.“Искра”
Первый номер играет со вторым, третий – с четвертым. Победитель первого тура играют между собой также попарно, сверху вниз (второй тур). Тур, в котором встречаются 4 команды, называется полуфинальным. Тур, где встречаются 2 команды, называется финальным. Команда, выигравшая встречу в финальном туре, является победительницей соревнований. Если число участвующих команд не представляет степени числа 2, то часть команд, в зависимости от полученных ими по жеребьевке номеров, вступает в игру со второго тура, что определяется по формуле: (А-2n) * 2=x, где А-количество участвующих команд, n-степень 2, дающая число, максимально приближенное к числу участвующих команд. Например: в соревнованиях участвует 11 команд, приближенное число 2 в степени n будет 2 в 3 степени, т.е. 8. Раскроем формулу (А-2n) * 2=(11-2 в 3 степени) * 2=(11-8) * 2=6. Следовательно, в первом туре должны играть 6 команд, а 5 команд начнут соревноваться со второго тура. Принято такое правило: если в первом туре участвуют не все команды, то в этом случае в первом туре играют команды, имеющие средние номера, а команды, имеющие крайние номера ( сверху и снизу), вступают в игру со второго тура.
Если число команд четное, то сверху и снизу играет во втором туре равное число команд, а если нечетное-то снизу играет на одну команду больше, чем сверху.
После проведения игр  в первом туре во втором туре всегда должно оставаться число команд, равное 2 в степени n, т.е. 8, 16, 32 и т.д.
В некоторых случаях применяется разновидность системы с выбыванием -система с выбыванием после двух поражений, особенность которой является то, что каждая участвующая команда выбывает из соревнований не после первого поражения, а после второго.
Смешанная система представляет собой сочетание в определенной последовательности круговой системы и системы с выбыванием. Обычно она применяется в тех случаях, когда соревнования нужно провести с большим числом команд и при большой их территориальной разбросанности.

Оценка и учет результатов соревнований
При проведении соревнований по круговой системе результат каждой игры оценивается в очках. Если в соревновании участвует по одной команде от коллектива, то за выигрыш команд получает 3 очка, за ничью-2, за проигрыш-1 и за не явку-0 очков. Команда, набравшая наибольшую сумму очков, занимает первое место.
При равенстве очков у двух команд преимущество дается команде, имеющей большее число побед в играх между ними. При равенстве этого показателя преимущество дается команде, имеющей лучшую разницу забитых и пропущенных мечей (очков) в играх между этими командами. Для учета результатов соревнований по круговой системе пользуются таблицей “шахматкой” (табл. 8).
Для выявления победителя розыгрыша, когда в соревнованиях от одного коллектива выставляется несколько команд, применяются дифференцированные оценки результата каждой команды. Дифференцирование оценка зависит от задач, поставленных перед соревнованием. Если, например, необходимо большое внимания уделить работе с детскими командами, то соответственно должна быть повышена и оценка результатов игры этих команд (табл.7).

Примерная шкала дифференцирования оценки

Результат

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Победа

24

21

18

15

12

9

6

3

Ничья

16

14

12

10

8

6

4

2

Поражение

8

7

6

5

4

3

2

1

Неявка

0

0

0

0

0

0

0

0


Для дифференцирования оценки результатов за победу брать число (количество очков), делящееся на три, поражение оценивать в одну третью часть от очков, присуждаемых за победу, а ничью оценивать в два раза больше, чем поражение. Коллектив-победитель определяется по наибольшей сумме очков, набранных командами.

Наименование команд

1

2

3

4

5

6

Разница мячей

Очки

Место

1

“Ракета”

----

29:18/3

24:24/2

32:26/3

27:29/1

23:28/1

135-125

(+10)

10

2

2

“Парус”

18:29/1

----

23:28/1

31:31/2

 

21:34/1

15:22/1

129-144

(-15)

6

6

3

“Сатур”

24:24/2

28:23/3

----

29:31/1

26:30/1

36:26/3

143-134

(+9)

10

3

4

“Чайка”

26:32/1

31:31/2

31:29/3

----

19:28/1

27:26/3

134-146

(-12)

10

5

5

“Спутник

29:27/3

34:21/3

30:26/3

28:19/3

----

29:29/2

150-122

(+28)

14

1

6

“Пламя”

28:23/3

22:15/3

26:36/1

26:27/1

29:29/2

----

131-130

(+1)

10

4


Литература:
«Спортивные игры» под редакцией  Н.П.Воробьева, Т.А.Зельдович , Ю.Д. Железняк .
«Волейбол»  учебник для колледжей  под общей  редакцией профессора Ю.Н. Клещева и доцента  А.Г. Айриянца.   
Стаценко Т.Ф. Учитель физкультуры ОШ № 42