Патриотическое воспитание в системе ценностей современного казахстанца

Одним из важных направлений учебно-воспитательного процесса в современной школе является воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика.
В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». [1] У подрастающего поколения необходимо сформировать высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества, активная гражданская позиция.
 Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан. [2]
Воспитательная работа в школе строится на Концептуальных основах воспитания, разработанных в рамках реализации государственной политики в сфере образования с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе.
Концептуальные основы предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Концептуальные основы ориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрированности учебного и воспитательного процессов. [3]
Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной среды, что способствует постоянному расширению воспитательного процесса.
Особое внимание в школе уделяется воспитанию казахстанского патриотизма и гражданственности.  Классными руководителями проводится огромная работа в воспитании будущих патриотов Республики Казахстан.
Важной частью развития воспитательной системы являлось формирование и укрепление школьных традиций, так как воспитательный потенциал их бесценен. В этом направлении работают волонтерами учащиеся седьмых классов. Работа проводится планомерно, систематически.
Ко Дню пожилых людей была проведена акция «Твори добро на радость людям». Учащимися были подготовлены красочные открытки, в которых они написали поздравления с пожеланием здоровья, благополучия и всего наилучшего. Накануне праздника ребята вручали открытки ветеранам труда и пожилым людям на улице и посещали их на дому. Ученики поздравляли людей старшего поколения с праздником, говорили теплые слова благодарности. В ответ бабушки и дедушки благодарили ребят за внимание и рассказывали им интересные истории из своей богатой событиями жизни.
В канун Дня Учителя состоялся праздничный концерт и круглый стол для ветеранов педагогического труда.  За круглым столом собрались асы педагогики и учащиеся. Было предложено выработать модели современного ученика и учителя. По обоюдному мнению, важнейшими профессиональными педагогическими способностями и качествами учителя являются: педагогическая эрудиция, владение педагогической диагностикой, владение педагогической технологией. Отметили, что немаловажную роль играют личные качества педагога: общительность, красноречие, яркое воображение, настойчивость, сочетающаяся с тактичностью, энергичность и целеустремленность, впечатлительность и эмоциональность, правдивость и незлопамятность, трудолюбие и ответственность,  склонность к импровизации.
Для модели современного ученика были разработаны следующие критерии: самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы).
Дискуссия завершилась с   верой в то, что урок — это маленькая жизнь, с искренним желанием сделать каждый урок незабываемым...
В таких мероприятиях заложены основы для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны. Это способствует развитию в детях чувства гордости за свою страну и воспитывает уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям. Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны. Патриотизм в нашей большой, многонациональной стране взаимно связаны и неразделимы. Они составляют основу её социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.

Литература:
1.    Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. http://www.akorda.kz/ru Хайруллина Н.А.
2.    Джилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема // Научный мир Казахстана. - 2008. - №1. - С.172-180.
3.    Концептуальные основы воспитания. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. –  с.27.   
Шамшура Г.А., Ковшова Е.М. КГУ «ОСШ № 34», г. Караганда.

http://ia124.mycdn.me/image?t=3&bid=816554156489&id=816554156489&plc=WEB&tkn=*kIRx5cU0IMfJ0z8qgbTWmlM0wa0