Формы педагогической профилактики вредных привычек

Сборник рекомендаций для педагогов

Пояснительная записка
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, так как общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет.
То есть первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном пособии ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является:
* Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
* Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Профилактическая работа включает в себя три компонента:
1. Образовательный компонент
Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Формы педагогической профилактики:
Основными формами педагогической профилактики являются социально- педагогическая диагностика, информационно- просветительская и социально- профилактическая работа с учащимися и их родителями.
Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями :
Работа в данном направлении направлена на сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики употребления ПАВ вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.
Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско- родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями:
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Для этого родителей необходимо знакомить с такими формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Так же информационно- просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, тренинги, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Информационно-просветительская работа с учащимися:
Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
• Социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении
• Правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы
• Социальные последствия аномальных привычек На каждом из этих направлений необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов)

Профилактическая работа должна осуществляться как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Например, на уроках литературы затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
Важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдениям общепринятых норм поведения. Информация для детей представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, что будет способствовать формированию адекватного поведения. Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых социальным педагогом образовательного учреждения.

При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:
- особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
- уровень общей осведомленности ребенка о последствиях простуг или девиации; - степень выраженности аномально-личностных проявлений.
Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.
- ТРЕНИНГ:
Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» -обучать, тренировать. В широком смысле тренинг это: - познание себя и окружающего мира;
- изменение «Я» через общение;
- общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке - эффективная форма работы для усвоения знаний.

Задачи профилактического тренинга:
- повышение уровня информированности учащихся в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- изменение отношения учащихся к появлению и развитию негативных явлений;
- выработка и развитие навыков эффективного общения, уверенности в себе, лидерских качеств;
- формирование позитивных ценностей и мотивации у учащихся к сохранению здоровья.
Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга. Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме -когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Оптимальное количество участников в группе - 14-18 человек, максимальное количество - 20 человек.

Структура тренинга:
1. Введение (5% рабочего времени) Краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей.
2. Знакомство (5% рабочего времени)
3. Ожидания участников (3% рабочего времени)
4. Принятие правил работы группы (5% рабочего времени)
5. Оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени)
6. Актуализация уровня информированности (5-10% рабочего времени)
7. Актуализация проблемы (10-30% рабочего времени)
8. Информационный блок (20-30% рабочего времени)
9. Приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени)
10. Завершение работы. Получение обратной связи (5% рабочего времени).

- ЛЕКЦИЯ: наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей.
Как подготовить лекцию?
• Выбрать тему
• Определить, о чем будет ваше выступление, т.е. что вы будете говорить
• Сообщение материала. Оно должно быть: - максимально исчерпывающим.
Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно. Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и Где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты? - Честным и нейтральным. Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Информация, которую вы даете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др. Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.

- ДИСКУССИЯ: Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает
свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.
Требования при ведении дискуссии.
- четкое выделение предмета, объекта;
- нельзя упускать основные положения того, из-за чего ведется дискуссия;
- необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов. - ведущий, должен подвести итоги, т.е. сформулировать то, к чему пришла группа.

- АКЦИЯ: (от французского action - поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) - действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Акция как форма работы - реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих.
Основные критерии акции:
Актуальность — свойство мероприятия быть нацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем.
Преемственность — это требование к мероприятию учитывать то, что делалось до того, как стали разрабатывать данное мероприятие; преемственность как качество мероприятия свидетельствует, что оно создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности.
Реальность - свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников.
Оригинальность — качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.

- МОЗГОВОЙ ШТУРМ: представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.
Основные правила проведения мозгового штурма:
- сформулировать вопрос/задание;
- фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения; - высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.

- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.
В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
- разработать и использовать новые стратегии поведения;
- отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Критерии оценки деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся:
Снижение:
- количества несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН;
- количества не обучающихся детей;
- количества учащихся, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам.
Увеличение:
- охвата обучающихся и воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием в том числе в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования;
- количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятых в кружках, спортивных секциях, факультативах, студиях, клубах, детских общественных организациях, объединениях военно-патриотической направленности.
Наличие:
- в учебных планах школ факультативов или элективных курс овнаправленных на более успешную социализацию обучающихся;
- образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни у детей;
- образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения;
- образовательных программ дополнительного образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При проведении мероприятий первичной профилактики не рекомендуется:
1. Проводить конкурсы рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.
2. Предоставлять учащимся информацию:
* о действии психоактивных веществ
* способах приготовления или приобретения ПАВ
* демонстрировать наркоманскую атрибутику
* упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков)
* обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики
* использовать наркоманский сленг
3. Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами
Соответственно профилактические мероприятия в школах должны проводиться с использованием групповых методов и программ социально психологических тренингов, а не в форме лекций и сообщений для учащихся.
Целесообразным является реализация профилактических программ, прошедших экспертизу.

Начальная школа (1-4 классы)
Работа с младшими школьниками по вопросам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой - психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим в конспекты занятий с учащимися следует включать следующую информацию:
1. Обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
2. Разъяснение пользы физической культуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ.
3. Опора на авторитет взрослых, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
4. Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.

Подростки (5-9 классы)
Работа с подростками по вопросам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности имеет свою специфику, связанную с психологическими особенностями возраста, этапами приобщения детей к вредным привычкам (дебют приобщения к наркотикам 12,5 лет) и особенностями организации обучения и воспитания в среднем звене школы
В связи с этим в конспекты занятий с учащимися подросткового возраста следует включать следующую информацию:
Младшие подростки (5-6 классы)
1. Доказательства негативного влияния вредных привычек на рост, развитие и здоровье человека.
2. Способы и навыки противостояния групповому давлению.
3. Культура ЗОЖ, как фактор противостояния потреблению наркотических и психотропных веществ.
Старшие подростки (7-9 классы)
1. Факторы, способствующие формированию наркотической зависимости в подростковом возрасте.
2. Субкультура молодежи, молодежные лидеры и реклама, как ведущие факторы приобщения к потреблению наркотиков в подростковом возрасте.
3. Ответственность за злоупотребление и распространение наркотиков и психотропных веществ.
4. Навыки неагрессивного отказа от потребления наркотиков, как защитные факторы личности.

Старшеклассники (10-11 классы)
По данным различных исследований в старших классах число курильщиков, «любителей пива» и потребителей наркотиков резко возрастает. Учитывая данную тенденцию, опираясь на возрастные психологические особенности старшеклассников, на особенности обучения и восприятия специфической информации профилактического содержания учащимися старшей школы, в конспект занятий по профилактике наркотизации необходимо включать следующую информацию:
1. Влияние потребления наркотиков и их распространения на жизнь и здоровье населения Республики Казахстан, на возможности профессионального и карьерного роста молодежи.
3. Механизмы закрепления социально-психологической мотивации приобретения вредных привычек (в том числе, приобщение к наркотикам).
4. Формы и методы эффективного отказа от вредных привычек (современные профилактические программы).

ПРИЛОЖЕНИЯ Формы педагогической профилактики (91,00kb)

Используемая литература:
** Белогуров «Профилактика подростковой наркомании. Москва 2003.
** Климович В.Ю. Пособие для педагогов и родителей по профилактике вредных привычек». Москва 2003.
** Дереклеева Н.К. «Родительские собрания 5-11 классы» Москва 2004.
** Никольская И.М., Грановская P.M. «Психологическая защита у детей» СПб., 2004.
** Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия/ сост. К.В.Сельченок. -Мн.: Харвест, 2003.
Сакара А.Ю., методист ОДК «Кайнар» г. Экибастуз