Мир подростка

"Методическая разработка. Программа тренинга по профилактике девиантного поведения «Мир подростка» для обучающихся 12-15 лет"
срок реализации программы 1 год

1. Пояснительная записка:
Человек приходит в мир, чтобы познать себя и всё что находится вокруг. Ведь очень легко запутаться в собственных эмоциях и желаниях. Особенно трудно приходится детям и подросткам, которые только начинают осознавать себя и свое место в этом мире. Наука психология помогает человеку понять поведение окружающих, осознать собственные устремления, научить гуманности и терпению. И чем раньше человек начнет познавать сложность взаимоотношений мира, тем легче ему будет идти по жизни.
Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном социальном поведении.
Высокое качество образования невозможно без включения таких категорий, как здоровье, социальное благополучие, психологическая защищенность, защита прав личности. Психосоциальная компетентность это основа пропаганды здорового образа жизни с точки зрения её физического, психического и социального благополучия.
Анализ работы с подростками из числа уязвимых слоев населения, позволил выявить следующие проблемы: низкая способность воспитанников к построению долгосрочных личных и деловых взаимоотношений в широкой социальной среде, преимущественно поверхностное и ситуативное общение и взаимодействие их с окружающими сверстниками и взрослыми.
На основании анализа социального портрета подростков выяснилось, что желание найти близкого, верного друга порождает у ребят неодолимое желание общаться и группироваться со сверстниками (как правило, рядом живущими). В этих группах они находят то, в чем отказывают им взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.
Зачастую, подростки оказываются полными сомнений в себе и своих способностях, их знания о способах поведения в различных жизненных ситуациях очень противоречивые, что может привести к конфликтам на разных уровнях.
Все вышесказанное приводит к мысли об острой необходимости защитить детей и подростков от дегуманизации среды, вызывающей у них агрессию, тревожность и девиантное поведение. В настоящий момент возникла необходимость формирования психосоциальной компетентности подростков, как условия их полноценного психического и личностного развития.
В основе программы заложена идея создания условий предоставления подростку знаний о своем «Я». Организация тренингов, упражнений по выработке поведенческих навыков, снятия тревожности и агрессивности - залог психологической защиты ребенка от агрессивной среды. Программа предполагает так же, через организацию психологических игр, ток-шоу учить ребят конструктивному общению, публичным выступлениям, умению отстаивать свою точку зрения.

2. Цель программы: создание условий для формирования психосоциальной компетентности у подростков.
Задачи:
- научить подростков приемам эффективного общения, способам самопознания и саморазвития, формам социально - приемлемого поведения.
- вовлечь подростков в социально-значимую деятельность по пропаганде активной социальной позиции и здорового образа жизни.
- сформировать социально - нравственные качества личности: самостоятельность мышления и действий, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальную развитость.
- обеспечить профессиональное просвещение подростков в области профессий социального типа.
- раскрыть интеллектуальные, творческие и организаторские способности подростков.
Клуб по роду своей деятельности выполняет ряд функций, которые стоят на защите интересов детей:
- психолого-терапевтические функции (создание положительного микроклимата, за счёт творческого взаимодействия детей и взрослых);
- компенсаторная и реабилитационная функции (дополняет школу в области дополнительных образовательных программ, поддерживает познавательную активность, укрепляет здоровье детей);
- профилактика детской преступности.
Основная идея программы состоит в объединении «благополучных» и подростков из числа незащищенных слоев населения для общей цели - самопознания, саморазвития, самосовершенствования в процессе социализации. При этом основой такого объединения выступает ведущая деятельность подросткового возраста - общение, а также материальные и моральные аспекты современной субкультуры подростков: предпочтительный стиль одежды, аксессуары, музыка, танцы, привычки, сленг, увлечения. В качестве основной формы работы выступает творчество во всех его проявлениях: активный и потенциальный креатив самих подростков.
Также особенностью программы является то, что подростки являются непосредственными субъектами деятельности в процессе реализации данной програмы. Учёт реальных интересов и потребностей подростков, а также работа по формированию этих интересов и потребностей отражается в содержании модулей программы работы клуба.
Тематика клубных занятий, составлена на основе диагностики и изучения интересов подростков.

Содержание программы
Вводное занятие: знакомство подростков с группой, с режимом занятий группы, правилами работы группы, с правилами поведения во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
«Я-подросток»: выработка системы правил и норм, традиций, знакомство с планом работы клуба, входящая диагностика подростков, включение процесса группообразования. Определение основных проблем и интересов подростков, выработка способов выхода из проблемных ситуаций.
«Мое общение»: Знакомство с основными видами общения – конструктивное и неконструктивное. Принципы и правила конструктивного общения, построение диалогового общения через ролевые игры. Формирование умения правильно оказывать. Формирование навыков ЗОЖ, арттерапевтические упражнения.
«Быть принятым»: Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции. Тренинг на развитие эмоционального интеллекта, и формирование мировоззрения. Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.
«Мой внутренний мир»: диагностика и формирование адекватной самооценки и «Я – концепции». Развитие навыков делать выбор и снимать душевное напряжение безопасным способом.
«Жизнь как деяние»: исследование таких понятий, как свобода и ответственность, изучения своего поведение в ситуации группового давления. Изучение основных стереотипов поведения и отношения к ним. «Разбивание» стереотипов.
«Первая вершина»: изучение приемов развития всех когнитивных процессов.
Поисковые упражнения, задания. Тренинг профессионального самоопределения, Что такое традиции и их роль в жизни человека, семьи, общества. Формирование чувства собственной значимости.
«Как перестать беспокоиться и начать жить»: арттерапевтические упражнения и психологическое просвещение, направленное на повышение уровня взаимной чувствительности членов группы; обучение детей и подростков навыкам релаксации и саморегуляции психических состояний.
«Я и мое время»: развитие навыков саморегуляции психических состояний. группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных ее участников. оптимизация внутригрупповых взаимоотношений. Подготовка слайд - презентации работы клуба.

Краткие сведения о коллективе:
Характеристика возрастной группы: 12-15 лет Принцип набора группы: свободный
Форма занятий: групповая
Срок реализации программы составляет 1 год
Количество участников: 12-15 подростков
Режим занятий: 2 раза в неделю
Участники программы: подростки 12- 15лет.

Прогнозируемый результат:
К концу обучения у подростков:
- активно осваиваются нормы социального поведения
- развиваются навыки взаимопонимания
- вырабатываются критерии оценки себя и других
- активизируется процесс самовоспитания
- формируются навыки профессионального самоопределения
- развивается социальный интеллект
- приобретаются навыки релаксации и саморегуляции поведения
- формируются первичные знания в области психологической науки

3. Психолого-педагогический мониторинг
Осуществлялся по следующим параметрам:
Критерии оценки:

Теоретические знания Нормы социального поведения Навыки саморегуляции поведения  Социальный интеллект 


Шкала оценки уровня сформированности ключевых компетенций детей
* минимальный – до 4 баллов;
* общий – от 5-8 баллов;
* продвинутый – от 9 баллов.
Оценивание проводится на основе «Положения о системе диагностики уровня качества дополнительного образования ОДК «Кайнар»». Способы оценивания – формативное и суммативное. Этапы оценивания – стартовый, промежуточный, итоговый.

4. Методическое обеспечение программы
Реализацию основных задач программы обеспечивают следующие педагогические принципы:
- принцип гармоничного воспитания личности
- принцип успешности
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка
- принцип доступности
- принцип творческого развития
- принцип индивидуального подхода
- принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка
- принцип практической направленность

Для решения поставленных задач так же используются следующие общепедагогические методы:
- репродуктивный (вербальный и невербальный)
- проблемно-поисковый
- креативный (творческий)
- индивидуальный
Такой клуб для многих подростков является возможностью занять должное положение в обществе, получить признание и уважение, как среди сверстников, так и среди взрослых.

Основные этапы программы:
Работа клуба предполагает ряд этапов:
1. Организационный
- Определение участников, актива
- Выработка системы правил и норм, традиций
- Знакомство с планом работы клуба
- Входящая диагностика подростков
2. Основной
- Реализация модулей программы
- Консультирование по запросам
- Подготовка слайд - презентации работы клуба
3.Итоговый
- Слайд - презентация
- Подведение итогов работы клуба
Реализация данных этапов происходит через различные виды и формы работы. Периодичность занятий - 2 раза в неделю.

Формы и методы работы по программе
Общим основанием подбора форм и средств является опора на реальные интересы и потребности современных подростков.
Методы и формы работы по программе
- Арт - терапия
- Элементы самодиагностики
- Метод погружения
- Тренинги
- Психологические игры, ролевые игры, игры - драматизации
- Дискуссии, брейнсторминги
- Создание коллажей, плакатов, песен
- Консультирование
- Просмотр фильмов и слайд-презентаций
- Дискуссии
- Психологическое просвещение
- Психологическая диагностика
- Поисковые упражнения, задания
- Игры - соревнования, сюжетные, ролевые игры

Условия реализации программы
Для успешной работы и выполнения данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- научная психолого-педагогическая литература; - дидактические материалы;
- видеотека;
- фонотека;
- материалы для практических занятий: альбомы для рисования, ватманы, картон, цветная бумага, пластилин, глина, цветной песок, краски гуашевые, акварельные, подборки журналов с иллюстрациями, кисти, клей;
- инструменты: ножницы, угольник, циркуль

5. Примерная структура занятий
1 Приветствие.
Цель – обозначить начало занятия, создать безопасную атмосферу. Основной задачей ведущего является создание среды, обеспечивающей для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.
2. Начало работы.
Цель: самоопределение и самооценка участников. Продолжительность 5-10 минут. Задача ведущего – помочь подросткам осознать свои переживания и принять свои чувства.
3. Разминка.
Цели: спочение группы, развитие межличностных связей. Включает подвижные игры продолжительностью 5-10 минут.
Задача ведущего – познакомить с правилами игры, обеспечить безопасность участников.
4. Работа по заданной теме.
Цель: соответствует теме занятия. Продолжительность 25 минут.
Задача ведущего – дать теоретическую информацию в доступной форме, помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации
5. Разминка. Продолжительность 10-15 минут
6. Работа по заданной теме. Продолжительность 10 минут
7. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.
Задача ведущего - обеспечить безопасность участников.
8. Прощание.
Цель: обозначить конец занятия
Задача тренера – эмоциональная поддержка.
Особой, сквозной формой работы является создание подростками слайд-презентации о своей работе и своей жизни.
Этапы создания слайд-презентации:
- Обсуждение идеи, создание сценария, распределение обязанностей
- Сбор фото и видеоматериалов в процессе занятий и повседневной жизни подростков.
- Работа подростков-журналистов с взрослыми (педагогами, родителями).
- Обработка материалов, монтаж
- Презентация для всех участников.
Важным результатом реализации программы мы считаем следующее:
1. Подросток активно осваивает нормы социального поведения, у него развиваются навыки взаимопонимания.
2. У него вырабатываются критерии оценки себя и других.
3. Активизируется процесс самовоспитания.
4.Такой клуб для многих подростков является возможностью занять должное положение в обществе, получить признание и уважение, как среди сверстников, так и среди взрослых.

Список используемой литературы:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2001.
2. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех. Москва, 2002.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1999.
4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва, 2000.
5. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. Москва, 2004.
6. Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. Москва, 2002.
7. Венгер A. JI. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.
8. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков: Практикум по арт-терапии. СПб, 2000.
9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2003.
10. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2003.
12. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.. Речь, 2003.
13. 2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2000.
14. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 2002.
15. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 2002.
16. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 2003.
17. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
18. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий)// Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва – Тула, 2003.
19. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.. Наука, 2002.

Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Бренифье О. Трудные вопросы детей о людях и отношениях. М.,2007.
2. Бухина О. В общем, про общение. М.,2015.
3. Еланская А. Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения : энциклопедия: для сред. шк. возраста. М.,2006 .
4. Кедрова Н. Азбука эмоций. М,.2015.
5. Модестова Т. 100 советов и подсказок школьнику. Москва 2015.
6. Петрановская Л. В. Что делать, если... М., 2012.
7. Потапов С. Курс выживания для подростков (Практическая психология). – М., 2001.
8. Кови Ш. 7 навыков активных детей. М., 2009.
9. Кедрова Н. Азбука Эмоций. М., 2001.
10. Мэтьюз Э. Прорвемся! Как справиться с проблемами. М., 2011.
Сакара А.Ю. методист ОДК «Кайнар» КГКП «Образовательно-досуговый комплекс «Кайнар» Екібастұз қаласы