Дифференциация звуков [Ш-Ж] в словах и в предложениях (по сказке «Маша и медведь») с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий

Технологическая  карта организованной учебной деятельности
Бөлімі/Разделы: Логопедия
Мақсаты /Цель : формировать навык правильного произношения и различения  данных звуков  в словах и в предложениях
Білімділік/Образовательная: учить правильно произносить и различать звуки [Ш-Ж] в слогах, словах и в предложениях, закреплять навык звукового анализа слов,
Дамытушылық/Развивающая: развивать  тактильные ощущения,  фонематический слух,  артикуляционный праксис,  речевое дыхание, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, четкую дикцию, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, способствовать профилактике плоскостопия;
Тәрбиелік/Воспитательная: воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Көрнекті құралдар/Наглядные пособия: картинки с изображением Маши и медведя, емкости с песком для каждого ребенка, «снежинки» , ватные шарики, массажные коврики, массажные варежки, массажные мячики, мнемодорожки, гимнастика для глаз (презентация), звуковые фишки и звуковые линейки, цветы для рефлексии

Іс-әрекет кезеңдері

Этапы деятельности

 

Логопед  іс-әрекеті

Действия логопеда

 

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

 

 

Мотивациялық қозғаушылық

Мотивационно-побудительный

 

Круг радости №1.

 Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту и здоровье, а выдохнете через ротик все обиды, злобу и огорчения.

 

Выполняют круг.

 

 

Ұйымдастыру іздестіру

Организационно поисковый

 

Песочная терапия

 

- Игра с песком «Чувствительные ладошки».

- Ребята, подойдите сюда, что вы видите? (песок)

- Но это песок не простой, а волшебный, он может чувствовать прикосновения. Положите ладошки на песок. Какой песок? (сухой, мягкий, шершавый)

- Когда я опускаю руки в песок, мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что чувствуете вы?

-Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. Вы тоже это чувствуете?

- Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

- Мне неудобно держать так руки. А вам? Что надо сделать, чтобы рукам вновь было удобно и приятно? Может, подвигать ими?

- А теперь давайте поскользим, как змейки, всей ладонью; кулачком, пальчиком.

- А сейчас поставим отпечатки ладошек, на чем лежат ваши ладошки? (на песке) .

- «Погружаем» ладошки в песок, где сейчас лежат ваши ладошки? (в песке).

- А теперь уберите руки из песка, из чего вы убрали руки? (из песка)

 

- Ой мне пришла электронная почта. Кто-то прислал нам свои фотографии, кто это? слайд №1 и музыка из мультфильма

-Сегодня мы с Машей и медведем будем выполнять разные задания. Вы готовы?

Артикуляционная гимнастика в парах:

- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).   Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.).
-Посмотрите в руках у наших героев что-то есть. Как вы думаете что это? А какие это буквы?

- Сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать звуки [Ш-Ж]. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».

Описание и характеристика звуков слайд №2:
Сравнение артикуляции звуков.
– Расскажите, как получается звук Ш (дети, опираясь на схему, рассказывают – при звуке Ш губы округляются, зубы немного приоткрыты, язычок “чашечкой”, кончик широкого языка смотрит вверх, воздух выходит теплый, голос не работает). Кто хочет рассказать, как мы произносим звук Ж? Вы уже догадались, чем отличаются эти звуки? Именно тем, что при звуке Ш – голос молчит, а при звуке Ж – работает. Звук Ш – глухой согласный, а звук Ж – звонкий согласный. Сопоставление звуков с символами: змеей и жуком

Дыхательная гимнастика.

-Давайте вдохнём свежий морозный воздух. Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот

-Сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).

(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

 «Фокус»  Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.,

Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуками Ш-Ж: хождение по массажным коврикам

- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу дорожки (ходьба по массажным коврикам).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-жа-ша           аш-аж-иш        

жи-ши-шу           иш-аж-уш      

шу-жи-ша

Затем логопед выкладывает половинки Су-Джок шариков:

 - Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

Развитие фонематического восприятия:

Игра «Змеи-Жуки» по рассказу

Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.

Логопед: какие слова были со звуком [Ж]? [Ш]?

Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

 - Маша варежку нашла,

   По ладошке провела,

   Маша гладит по ладошке,

  Будто убирает крошки,

  А теперь наши горошки

   Давят, давят понемножку.

Локальный самомассаж биологически активных зон лица под музыку.

«Ежик». 
Жа-жа-жа -мы нашли в лесу ежа. Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу - подошли мы к ежу. Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7раз.
Ужа-ужа-ужа - впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны - вместе.
Жок-жок-жок - надел ежик сапожок. Кулачками массировать крылья носа.

Физминутка

Все садятся в круг  с массажным мячиками Су-Джок

- Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
- "Здравствуй, мой любимый мячик" -
Скажет утром каждый пальчик.
- По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
- Взад, вперед его качу:
Вправо, влево - как хочу.
- Танцевать умеет танец
На мяче мой каждой палец.
- Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
- Сверху левой, снизу правой -
Я его катаю браво.
- Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь!

 

Дифференциация [Ш-Ж] в предложениях  с использованием мнемодорожек:

Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам составить предложения для Мишки:

1. Маша ест ложкой кашу.
2. Бабушка вяжет желтую шапку, варежки и шарфик.
3. У машины лопнула шина.
4. Лошадь везет мешок с шишками.
6. На окошке лежит рыжая кошка.
Профилактика зрения –презентация  «Бабочка»

 

Звуковой анализ  слов.

Звуковой анализ слов: Маша Миша

Предлагает самостоятельно выложить слова с данными звуками.

 

 

Ответы детей. Работа с песком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это Маша и Медведь из мультфильма

 

 

 

Дети выполняют гимнастику в парах

 

 

 

 

 

 

 

Это буквы Ш и Ж

 

Описывают артикуляции звуков и сравнивают их.

 

 

 

 

 

 

Выполняют дыхательную гимнастику.

 

 

 

 

 

Дети ходят по коврикам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как только дети услышали слово, они останавливаются и на звук Ш – приседают, на звук Ж – делают вращательные движения руками перед собой.

 

 

Сначала дети на ощупь определяют что есть в варежке, а затем выполняют массаж

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

Выполняют самомассаж лица, стоя в кругу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку с мячиками

 

 

Составляют предложения по мнемодорожкам

 

 

 

Перемещают глаза вслед за бабочкой

 

 

 

Выполняют задание

 

Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно- коррегирующий

 

«Снеговик» под музыку

 Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Подведение итогов.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный, если вам иногда было трудно – на фиолетовый.

– С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звуку Ш. Дайте характеристику звуку Ж. Напомните, чем отличаются эти звуки. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

- Вам больше всего понравилось сегодня?
-Какую сказку мы сегодня вспоминали?
–Пожелания друг другу.

Дети ложатся на ковер и расслабляются.

 

 

 

 Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Пожелания детей.

Ожидаемый результат: Күтілетін нәтиже:

Знать: (нені біледі)  характеристику данных звуков, отличительные признаки, соответсвующие буквы
Иметь (қандай түсініктерді игерді) тактильные ощущения при работе с песком, навык выполнения артикуляционной гимнастики по словесной инструкции, навык выполнения дыхательной гимнастики,  навык различения данных звуков по звонкости-глухости, умение выделять на слух слова с данными звуками из текста, умение составлять предложения с опорой на мнемодорожки
Уметь: (меңгерген дағдылар мен іскерліктер)   уметь правильно произносить  и различать данные звуки  в слогах, словах, в предложениях, выполнять артикуляционную, дыхательную , пальчиковую, зрительную гимнастики, выполнять локальный самомассаж биологически активных зон лица, выполнять звуковой анализ слов
Кушаева Жанна Муратовна учитель-логопед 2 квалификационной категории ОКШИДС  №68, г. Караганда

http://ia124.mycdn.me/image?t=3&bid=815935589833&id=815935589833&plc=WEB&tkn=*508vWT1B7d595SvL0gZCl_NVybQ