А у нас во дворе

Методические рекомендации по разработке проекта по организации работы с детьми и подростками по месту жительства
«А у нас во дворе»
Организация работы с детьми и подростками по месту жительства – одна из острых проблем современности. Небольшой, но достаточно успешный опыт решения данной проблемы, накоплен в нашем учреждении.
Проект “А у нас во дворе” направлен на разработку системы организации работы по месту жительства в современных условиях.
Сама идея проекта возникла на основе тщательного изучения актуальных проблем современного дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность данного проекта заключается в социальном заказе личности подростка, родителей, общественности в организации полноценного здорового досуга; в реализации городских проектов  “Крепкий орешек”, «Жаңа Ұрпақ» и «Окно возможностей».
Правовой основой для организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:
•    Конституция Республики Казахстан;
•    Закон РК “Об образовании”;
•    Закон «О правах ребенка»
•    Патриотический акт «Мәңгілік ел»
В структуре населения каждого микрорайона нашего города значительную часть составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы.
Среди подростков было проведено анкетирование. Результаты опроса детей и подростков по теме “Что такое дворовой досуг?” таковы: “Дворовой досуг – это, прежде всего…” - свобода считают 98% респондентов, компания друзей – 82%, общение - 94%, были высказаны также другие мнения (общие интересы, яркость впечатлений и т.д.) - 11%,
Таким образом, полученные мною данные свидетельствуют о том, что возникает необходимость в педагогическом руководстве организацией позитивного взаимодействия социума микрорайона.
Определили основные задачи по решению проблемы организации работы по месту жительства. А именно:
1) Методическая подготовка педагогов-организаторгов и привлечение подростков  к работе с детским коллективом по месту жительства;
Как мы уже отметили, дворовой досуг в представлении ребят – это всегда компания товарищей, это яркость и разнообразие впечатлений. В этом плане считаю целесообразным привлечение к организации досуга по месту жительства подростков, для которых ребячья игра перерастает потом в работу, общественную деятельность и которых, несомненно, следует целенаправленно к этому готовить. Для этой цели разаработан план деятельности клубов творчества по месту жительства и ведется профориентационная работа с подростками по привлечению их для поступления в педагогические ВУЗы и Ссузы.
2) Обеспечение необходимых условий  и создание комфортности в жизнедеятельности детей и подростков разных социальных групп; формирование толерантности.
Выполнение этой задачи особенно важно, учитывая современное социальное расслоение в обществе, миграционные процессы, характерные для нашего региона в целом и города в частности.
3) Способствование  разнообразию и расширению сфер деятельности дворовых площадок и клубов творчества по месту жительства в соответствии с запросами и интересами детей и подростков; развитие сети кружков в клубах творчества
Двор и клуб во дворе привлекают ребят возможностью удовлетворить способности, энергию и интересы. И здесь очень важно профессионально грамотно направить энергию и разностороннюю активность детей на интенсивную положительную деятельность, развитие самостоятельности ребят. Микрорайон, двор – места непрерывного педагогического влияния на детей и подростков, особенно в летний период. В связи с этим планируется организация социоклубной работы по месту жительства в период с мая по сентябрь.
4) новая практика концентрации деятельности, направленной на улучшение отношений детей, родителей и общественности;
Следует отметить, что определяющей особенностью воспитательной работы по месту жительства является постоянное изучение состава населения микрорайона для организации позитивного взаимодействия социума. Результатом работы наших педагогов в этом направлении стали социальные паспорта клубов творчества по месту жительства, организация взаимодействия с председателями КСК, участковыми инспекторами ГЮП УВД города Экибастуза, специалистами ГУ «Отдел спорта и физической культуры», проведение социально – значимых акций “Наш двор”, “Путь к успеху”, спортивный флеш-моб и другие.
5) в решении проблем отдаленности и малодоступности учреждений культуры и дополнительного образования.
Особенно важно это направление в сельской местности. При ОДК «Кайнар» действуют 2 клуба творчества, расположенных в сельской местности – поселках Шидерты и Солнечном. Важным для данных клубов является максисимальный охват детей, разнообразие видов деятельности, активизация социокультурного партнерства с заинтересованными службами и людьми.
Механизмы реализации проекта:
•    организационно – практическая деятельность по созданию, развитию и благоустройству дворовых площадок и клубов творчества по месту жительства;
•    методическая деятельность по поиску педагогических приемов и методов работы, организация и проведение практических семинаров для педагогов-организаторов клубов творчества;
•    мониторинговая  деятельность по изучению клубной среды, формирование положительного имиджа клубов творрчества по месту жительства через средства массовой информации, оперативное реагирование педагогов-организаторов на изменяющиеся условия среды и поведение подростков;
Основная цель проекта: воспитательная деятельность клубов творчества по  месту жительства, направленная на предупреждение антиобщественного поведения подростка и организацию здорового досуга и занятости; вовлечение детей и подростков в игровую, соревновательную деятельность;
Условия реализации проекта:
•    наличие подготовленного педагогического персонала для работы с детьми по месту жительства;
Ведь истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с ребенком на хорошо оборудованной площадке, не в прямом на него воздействии, а в организации его жизни. На практике мы уже убедились в том, что наличие хорошо оборудованной площадки - это еще не показатель качества работы. Ключевая фигура в этом процессе – педагог-организатор, его профессиональные и личностные качества.
•    научно – методическое обеспечение программы;
Выполнение этого условия строится на основе организации тесного взаимодействия с методическим отделом ОДК «Кайнар» и учреждениями образования через осуществление интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников.
- наличие  помещений, отвечающих санитарно- гигиеническим и техническим нормам для организации клубной работы; материально-техническое оснащение клубов творчества по месту жительства;
Ожидаемые результаты:
•    Обеспечение доступности педагогической помощи семье и подростку по месту жительства; дополнительный охват социоклубной деятельностью в каждом микрорайоне около до 300 детей и подростков.
•    Повышение социальной активности детей, подростков и их родителей в жизни местного сообщества.
•    Развитие социально – педагогических условий для формирования личности подростка и развития его индивидуальности в социоклубном пространстве.
•    Повышение профессионального мастерства педагогов -организаторов по организации работы по месту жительства.
•    Приобретение подростками опыта созидательной, творческой деятельности, взаимодействия в работе.
Оценка результатов проекта и отчетность.
В ходе реализации проекта педагогами осуществляется непрерывный мониторинг. По результатам мониторинга составляется отчет о проделанной работе. Оценка эффективности проекта осуществляется на основе установления следующих количественных показателей:
•    количество детей и подростков, посещающих клубы и площадки;
•    количество детей, подростков и их родителей, привлеченных к различным формам деятельности;
•    численность кружков по месту жительства;
•    удовлетворенность детей, подростков и их родителей, общественности результатами социоклубной работы;
•    уровень культуры общения детей и подростков, действующих в социоклубном пространстве;
•    степень педагогического мастерства педагогов, инструкторов – подростков.
•    Достижения детей в городских, областных, республиканских мероприятиях
Говорят, что игры уходят из наших дворов, а вместе с ними общение, взаимопонимание и дружба. Наверное, сейчас самое время педагогу (чья профессия дословно переводится с греческого как “ведущий за руку ребенка”) помочь детям подняться по ступенькам взросления. Организовать работу так, чтобы при встрече дети наперебой рассказывали друг другу самые интереснейшие истории о том, как “у нас во дворе” здорово.
Жакупова Агайша Сатыбалдиновна Методист ОДК «Кайнар», г. Экибастуз