Конструкция планера для первоначального обучения полетам БРО-11 М "Синица

Семинар для учителей технологии
«Авиамоделизму я обязан многим. 
Постройка и запуск летающих моделей    
определили мой путь в авиацию»
Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев.
Еще с древних времен человек наблюдая за полетами птиц, мечтал подняться в небо. Было много попыток человека подняться в воздух  на сконструированных крыльях  подобных крылу птиц, но безуспешно.  И только с развитием таких наук, как математика, физика, химия, человек построил  летательный аппарат тяжелее воздуха и сумел выполнить первый удачный полет на управляемом  летательном аппарате. Это были американцы братья  Райт  в 1903 году.  
За последние сто лет авиация получила огромное развитие. Современные самолеты способны  летать со скоростью до 3000 км/час,  поднимать в воздух  груз весом до 200 тонн. В авиации трудятся выдающиеся авиаконструкторы, инженеры, летчики, техники и путь многих из них в авиацию начинался с занятий в авиамодельных кружках.   
Авиамоделизм – это увлекательное и серьезное занятие, для многих это первая ступень в авиацию.  
Изготовление летающих моделей незаметно введет вас в круг авиационных понятий. Строя  летающие модели, вы научитесь чертить, работать различными инструментами, ознакомитесь с устройством  летательных аппаратов. Запуская модели, узнаете основы аэродинамики, ознакомитесь с явлениями, происходящими в атмосфере.  
В предлагаемом вашему вниманию материале мы рассмотрим постройку спортивного планера F-1A(A-2) в условиях школьных мастерских. Исходя из того, что школьные мастерские не оснащены таким оборудованием, как специализированные кружки технических школ и Дворцов школьников, да и обеспечение материалами не соответствует изготовлению моделей высшего класса, мы выберем модель для постройки с доступными материалами применяемые в ее постройке.  Сама конструкция тоже будет максимально упрощена, для возможности изготовления ее в условиях школьных мастерских. Но, несмотря на это, модель хорошо летает и способна конкурировать с другими моделями. От вас требуется лишь точное и аккуратное изготовление модели и правильное выполнение регулировочных работ.
Вы узнаете конструкцию этой моделей, и из каких материалов она изготавливается.   
Вы ознакомитесь с методами изготовления модели, последовательностью сборки и правилами регулировки модели. Опытные моделисты знают, что даже отлично выполненная модель не будет летать, если ее не отрегулировать перед полетом, а как это делается, вы узнаете далее, изучая данный материал.  
Очень хотелось бы, чтобы занимаясь спортивным моделизмом,  вы продолжили бы серьезно заниматься вопросами,  связанными с авиацией.
Прежде чем перейдем к строительству модели планера, я немного расскажу вам об истории планеров и планеризма. Еще до полета братьев Райт человек пытался подняться в воздух на крыльях без мотора, это были планирующие полеты с горок  или холмов. Больших успехов в этом добился немецкий инженер Отто Лилиенталь, он в 1891 году построил планер из ивовых прутьев, обтянутых тканью. Управление планером осуществлялось тем, что пилот, висевший на руках в центре крыла балансировал своим телом для сохранения равновесия планера в полете. Такие планеры получили название балансирных. О. Лилиенталь совершил на своем планере много удачных полетов. С тех пор планеризм стал быстро развиваться. Улучшалась конструкция самих планеров, они стали с закрытой кабиной и аэродинамическими рулями, это когда пилот управляет планером ручкой установленной в кабине планера и заставляет отклоняться в нужную сторону руль высоты и элероны. А с помощью педалей осуществляется управление рулем поворота. Современные планеры имеют настолько высокое качество, что могут находиться в воздухе по 10-15 часов в парящем полете. Запускают планер в полет с помощью лебедки или самолета-буксировщика. Чтобы летать на таких планерах для начала надо научиться летать на учебном планере. Конструкций учебных планеров очень много, я предлагаю вашему вниманию планер для первоначального обучения полетам БРО-11м «Синица», на котором учатся летать учащиеся в возрасте 14-15 лет.  Этот планер создал литовский авиаконструктор Бронис Ошкинис. Авиационными специалистами планер БРО-11м «Синица» признан лучшим планером для первоначального обучения юных планеристов. Конструкция этого планера настолько проста, что его можно построить в авиамодельном кружке или в школьной мастерской.  Чертежи этого планера опубликованы в журнале  Моделист-Конструктор  N 9, N 10, N 11 за 1976 г.  
 На рисунке (1)  изображена конструкция планера и детали системы управления планером. На рисунке (2) изображена фотография планера на взлете, хорошо виден буксировочный трос, благодаря которому производится буксировка планера. На рисунке (3) фотография планера в момент старта, т. е. в начальный момент движения по взлетной полосе, когда его придерживают за концы крыльев, чтобы он не касался ими земли.  
В начале летной практики учащиеся выполняют полеты на высоте 2-3 метра, а потом по решению инструктора допускаются  к выполнению полетов на высотах 15-20 метров и выше. Занятия планеризмом очень увлекательный вид спорта и многие мальчишки и девчонки с удовольствием занимаются в школах юных планеристов, а по достижению восемнадцатилетнего возраста начинают летать на спортивных планерах и самолетах.
Рис.1.Конструкция  планера  БРО-11М «Синица».
Буксировка лебедкой учебного планера БРО – 11м «Синица»    
Рис.2. Планер на взлете.   
Рис.3. Планер на старте.
Рис.4. Современный спортивный планер. Планер заходит на посадку. Полеты проходят у берега моря.
Жабин Валерий Александрович Педагог дополнительного образования высшей категории ОДК «Кайнар» г. Экибастуз

https://i.mycdn.me/image?id=853982923209&t=3&plc=WEB&tkn=*SLqKhVvy5lYBOZKcQhwehYhCDE4