Формирование и развитие функциональной грамотности у младших школьников

Концепция модернизации казахстанского образования поставила перед школой ряд задач, одна из которых – формирование и развитие функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
«Развивающему обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации образования в Республике Казахстан», - нужны своевременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают ответственностью за судьбу страны, её социально – экономическое процветание».
Отсюда цель средней школы – поликультурная, интеллектуальная, физически здоровая личность, обладающая познавательными потребностями и деятельностными качествами. Поэтому была поставлена цель: разработать и систематизировать задания, способствующие развитию грамотного письма. Чтобы заинтересовать детей, начиная с первого класса, путешествуем в «Страну знаний» с посещением города Пишичитайка, города слияний, выполняя интересные упражнения, например, на развитие словесного анализа и синтеза. Упражнение «Слова зовут на помощь». Ой – ой – ой, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с другом. Помоги им освободиться – возьми карандаш и проведи вертикальные линии между словами.
1.Котигракукланожницыкнигагрядка
2.Юбкаюорщкроватьэкранкрабхолодконцертсольутролошадьзаборландышбуряккачеликотлета
3.Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарь

Таким образом, учащиеся в течении урока загружены интересной работой, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. На уроках обучения грамоте и русского языка часто используются стихотворные упражнения. Первое – это запоминалки. Например: имена, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование – не подменять ими правило учебника. Вторая группа – рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала.
Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем в письменной форме. Приведу одно из заданий , направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей.
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей и
Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
На уроках русского языка используются загадки, тематические кроссворды, игры – путешествия на развитие внимания, памяти, наглядно – образного мышления. Например, упражнение «ушки на макушке», направлено на оценку фонематического слуха, то есть умения узнавать, различать и сравнивать звуки и фонемы, не путая их.

Представь себе, что ты ловишь звуки. Но ловить их надо по одному. Поэтому держи ушки на макушке. Я стану произносить разные звуки, а ты – подавать стоп – сигналы, поднимая руку.
1.Услышав звук [ш] подними руку:Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш
2.А теперь поднимай руку, услышав звук [з] : С, Ц, З, Т, З.
А теперь поднимай руку, когда услышишь звук [ц] : С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ.
4.Молодец, ни один звук не сбежал! А теперь попробуй поймать слог. Услышав среди других слогов слог ТА, подними руку: ДА, НА, ТА.
5.А теперь поднимай руку, если услышишь слог СЯ: ЗЯ, СЯ. СА, СЯ, ТЯ.
Всё это оценивается по шкале:5 – 6 правильных ответов – оценка – 5.
4 правильных ответа – оценка 4.
3 правильных ответа – оценка 3.
Введение элемента занимательности на уроках – это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мышление и любознательность.

Теоретические и практические результаты работы дали возможность сделать следующие выводы дать рекомендации:
* Работу по формированию и развитию функциональной грамотности у младших школьников следует начинать с первых дней обучения грамоте.
* Включать разнообразные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте.
* Навыки грамотного письма целесообразно осуществлять в процессе учебной деятельности, так как она является ведущей в данном возрасте, обеспечивает усвоение знаний, создаёт возможность для овладения учащимися различных приёмов решения задач.
* Для повышения результативности важно, чтобы задания проводились в определённой системе, учитывающей различные стороны работы: их подбор, последовательность, методику, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, постоянное повышение трудности.
* Работа по формированию и развитию функциональной грамотности должна вестись планомерно и комплексно.
* Проводить различные внеклассные мероприятия, способствующие формированию и развитию функциональной грамотности у школьников.

Литература: 1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев. 2. Архипова Е.В.»Основы методики развития речи учащихся», М.: Вербум, 2004.- 192с. 3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.Просвещение, 1994.-400с. 4. Журнал Начальная школа: «Плюс, минус» 2003 №3 с.68; 2004 №3 с.51; 2011 №3 с.70; 2011 №4 с.55.
Горбачёва Елена Юрьевна учитель начальных классов КГУ СОШ №30