Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках в начальной школе

Мир меняется, в системе образования появляются новые технологии. Но никакие технологии и теории не могут заменить живого человеческого общения.
Групповая форма работы, по мнению большинства, позволяет создать более широкие контакты и расширить границы общения, тем самым активизирует деятельность учащихся. Многие педагоги – новаторы принимали участие в накоплении опыта работы в группах: Лииметс Х.Й., Мухина А.А., Выготский Л.С., Брунер Д. и др.
Обзор литературы показывает, что многие исследователи отмечают эффективность групповой работы, её влияние на развитие познавательных и коммуникативных навыков. Знакомство с работами исследователей помогает грамотно организовать групповую работу в классе: комплектование, способ формирования групп, ролевое распределение, учесть недостатки в групповой работе и по возможности предотвратить их. Чтобы облегчить работу, я использовала памятки, алгоритм действий, краткую учебную информацию.
При составлении заданий акцентировала внимание на заданиях творческого характера, которые способствуют развитию активной коммуникации, связной речи. Это синквейны, кластеры, кроссворды, карты.
Каждый ученик мыслил, а не просто сидел на уроке, предлагал своё мнение, пусть оно иногда было и неверным. На первых порах овладения приёмами групповой работы, учащиеся были не очень внимательны к тому, что и как отвечали их одноклассники. После того, как они действительно стали понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начали вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, по необходимости оказывать помощь. При пересказе текста слабым ученикам разрешалось предварительно подготовить план ответа, пользоваться опорными словами, выписками из текста.
Учащимся очень понравилась практика публичных выступлений , особенно при защите постеров. Это было хорошим упражнением для развития умения говорения, выступления на публике. Такие выступления делали урок более интересным, живым для учащихся.
Очень полезно после выполнения задания обсудить с ребятами, что они чувствовали во время выполнения, улучшились ли их знания по теме, кто помог им в этом, приходилось ли им самим оказывать помощь кому – либо, чьи ответы их порадовали и почему. Учащиеся говорили открыто, искренне. Эти простые приёмы позволяют создать в классе более дружную обстановку. Трудно переоценить и такое качество, как умение находить поддержку, получить консультацию, ведь эта способность – самому доучиваться - остаётся с человеком на всю жизнь.
Успех групповой работы зависит от творческого мастерства учителя, от умения распределять своё внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый её участник в отдельности ощущали внимание учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Я старалась выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять в них уверенность в своих силах. Больше поощряла не столько конкретного ученика, сколько высказанные им идеи, дополнения. Цель данной оценки – показать важность высказанных мыслей, обратить внимание именно на значимость ответа.
В ходе групповой работы ученики лучше узнали друг друга. Положительных результатов добивались группы, состоящие из «средних» учеников , имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно , чем при работе в одиночку, усваивали материал, дополняли друг друга, работали в одинаковом темпе. Ученики с низкими учебными возможностями в группах высказывались чаще, чем обычно, они не боялись говорить и спрашивать.
В процессе наблюдения очень много замечаешь, узнаёшь много нового и интересного о способностях учащихся, видишь слабые и сильные стороны класса и каждого ученика в отдельности.
Благодаря групповой работе ученики продвинулись в умении формулировать свою точку зрения, выяснять точки зрения своих партнёров, обнаруживать разницу точек зрения. Они пытались разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Выявив эффекты групповой формы организации обучения, получила достаточно убедительный перечень: возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий и умений, навыков тратится меньше времени, ученики получают большое удовольствие от занятий, возрастает речевая активность, творческая самостоятельность учащихся, меняются взаимоотношения между детьми, исчезает безразличие, возрастает сплочённость класса. Работая в команде, дети значительно лучше слушают и слышат ответы друг друга. При обсуждении в группе учащиеся имели возможность озвучить свой вариант, быть услышанными и оценёнными, в меньшей степени рискуя быть осмеянными за свои ошибки.
Ещё одним несомненным плюсом групповой организации учебной деятельности можно назвать большую самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Свои мнения и догадки ребята должны озвучивать, не зная ответов других. У каждой формы работы есть свои положительные, и отрицательные стороны. Исходя из этого, стоит планировать уроки так, чтобы не было перевеса в сторону какой – либо одной формы.
Совершенствование речевых навыков способствует повышению успеваемости учащихся по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответе в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого. А это умение необходимо, когда хочешь показать себя с лучшей стороны, высказаться по какому – либо вопросу или просто найти себе в будущем достойную работу.
Групповая форма работы даёт простор для творческих поисков учителя, раскрывает индивидуальные способности каждого ученика, активизирует речевую деятельность. Работа в группе оживляет поисковую деятельность учащихся, снижает тревожность, повышает мотивацию. Поэтому не надо бояться отстаивать новые формы работы с учащимися, и применять чаще групповую форму работы на уроках.

Литература
1. Руководство для учителя (2012) АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы».
2. Горнакова Н.В., Свиридова И.А. Организация групповой деятельности учащихся.
3. Лииметс Х.И. Групповая работа. М. : Наука, 1975.
4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. М. 1956.
Горбачёва Елена Юрьевна КГУ СОШ №30, учитель начальных классов