Развитие творческих способностей учащихся через игровую технологию

Повышение качества образования становится насущной проблемой и условием развития системы среднего образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, преемственности и практической направленности.
В средней школе целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования и развития профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ,направлений,не тратить время на открытие уже известного.Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим,люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. Игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета, как элементы более обширной технологии, в качестве урока или его части [1, стр78]. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Эффективное средство воспитания познавательных интресов учащихся и активизации их речевой деятельности - игра [2, стр71]. Интерес детей к играм педагоги стермятся использовать в учебных целях, вводят в занятия игровые моменты,а иногда и большую часть урока проводят как игру. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.
Игра всегда связана с различными переживаниями учащихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи. В играх часто используются различные предметы, таблицы, плакаты, диалоги, заученные отрывки стихов, пословицы, поговорки и другие материалы [3, стр28]. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий,умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Игра развивает чувства товарищества,дружбы.
Когда разрабатываются уроки с применением игровой технологии преследуются следующие цели: развитие осмысленного отношения к знаниям (например,урок-творческий отчет, защита знаний учащихся по ранее изученному материалу); расширение кругозора учащихся (уроки-путешествия, уроки-КВН, уроки-конкурсы, уроки-викторины). Использование игры на занятиях - обязательное средство создания ситуации общения эффективности учебного процесса. Эффективность игры зависит от правильной ее организации. Проведение игр на занятиях по русскому языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения.Приведу пример урока-игры в 7 классе.
Цель: систематизация знаний по теме «Лексическое значение слова» Правила игры: игра проводится между двумя командами в пять раундов, в каждом из них надо отгадать по два слова. В каждой команде присутствует по 5 человек. Командир отгадывает слово и затем с помощью лексического значения объясняет его второму участнику и так дальше по цепочке. Пока идет объяснение слова команда вся команда, кроме капитана слушает музыку. Участнику позволяется снять наушники тогда, когда подойдет его время отгадывать слово. При разъяснении слова нельзя повторять толкование предыдущих игроков, использовать родственные слова. На каждое слово отводится по 100 секунд. За правильным ходом игры следит жюри. Каждое правильное толкование приносит команде 1 балл. Пример: ведущий загадывает слово ПРЕЗИДЕНТ. Командир объясняет второму участнику: «Главный в стране». Объяснение второго участника: «Правитель в стране» (за объяснение второго участника не присуждается балл, так как идет повтор слова «страна»). Ресурсы: ноутбуки с наушниками либо другое заменяющее устройство, секундомер. Содержание игры Тур1. Разминка. Задается вопрос капитанам команд, остальные участники слушают музыку; кто первый отгадает, та команда и начинает играть с этим словом. 1 .Значимая часть слова. Корень 2 .Часть слова без окончания. Основа Тур 2. Капитан встает шестым человеком, право хода разыгрывается вторым участником, итак в продолжение всей игры участники меняются местами. 1.Предложение, написанное знаками. Схема 2.Произведение печати в виде переплетенных страниц, содержащих какую-либо информацию. Книга 3.Состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются. Краска 4.Аппарат для приема телевизионных передач. Телевизор Тур 3. 1.Правитель в стране. Президент 2.Участок земли между домами. Двор 3.Периодическое издание в виде книги, содержащей произведения разных авторов. Журнал 4.Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Библиотека Тур 4. 1.Учреждение, занимающееся образованием детей. Школа 2.Самое холодное время года. Зима 3.Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. Мышь
4.Устройство, прибор для звуковых сигналов. Звонок Зрители на сцене. За каждую угаданную загадку дается балл, который зритель может отдать понравившейся команде. 1.Под каким кустом сидит заяц в дождь? Мокрым 2.В каком слове содержится 7 букв Я? Семья 3.Из какой посуды нельзя есть? Из пустой 4.От чего утка плавает по пруду? От берега 5.Откуда появился Хоттабыч? Из бутылки 6.Герой какой сказки пострадал за свое хвастовство? Колобок 7.Какой зверь спит всю жизнь вниз головой? Летучая мышь 8.Сколько горошин может войти в пустой стакан? Одна, потом он уже не будет пустым. Тур 5. 1.Единица измерения времени. Минута 2.Средство для ухода за кожей и волосами. Косметика 3.Тара для жидкости. Бутылка 4.Письменная принадлежность, использующаяся для письма. Финал. Каждой команде дается по предложению, участники должны правильно прочитать его по очереди. За каждое правильно прочтение 1 балл. 1.Госпожа Нефедова нашла портмоне с 326 413 тенге. 2.Организация приобрела кондитерские изделия на сумму свыше 150 893 тенге. Жюри подводит итоги игры, объявляет победителя.
Особенности таких уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьников: вызвать интерес к познвательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона при построении урока.

Список литературы:
1.Граник Г.Г. Секреты орфографии.М.Просвещение.1984
2.Иванова В.А. Тайны слова.Занимательная грамматика.Волгоград.1961
3.Игровые технологии на уроках русского языка.Авт.-составитель Пташкина В.Н.Волгоград 1961.
Дилдабекова Гульбархыт Канатовна КГУ «СОШ № 18»