Осень

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая  карта организованной учебной деятельности
Күні/ Дата: ноябрь 2016 г
Білім бер у саласы/ Образовательная область: Творчество, Коммуникация, Познание.
Тақырыбы/Тема: «Осень» (Итоговое)
Бөлімі / Разделы:  Рисование, Музыка,Развитие речи, Художественная литература, Основы экологии.
Мақсаты/ Цель: Систематизировать и углублять знания детей об изменениях в природе осенью.
Білімділік / Образовательная: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой - рисование свечой; с репродукциями известных художников; с созданием образа осени в малых жанрах, поэзии и в музыкальных  произведениях, определяя их характер.  Закреплять умения передавать в рисунке явления действительности. Закрепить умения подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными. Закрепить слова на казахском языке по теме «осень».
Дамытушылық / Развивающая: Развивать внимание, память. Способствовать развитию связной речи; развитию музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости.
Тәрбиелік/ Воспитательная: Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
Қостілділік компонент/ Билингвальный  компонент: осень – күз, лето – жаз, сентябрь - қыркүйек, октябрь - қазан, ноябрь – қараша, природа – табиғат, время года - жыл мезгілі.
Көрнекі құралдар/ Наглядный материал: Сигнальные карточки, мяч, шкатулка, аудио запись  пьесы И.П.Чайковского «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года», на диапроекторе репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.Саврасова «Поздняя осень»

Этапы деятельности

Іс-әрекет

кезеңдері

Действия воспитателя

Тәрбиеші іс-әрекеті

Деятельность детей

Балалардың іс-әрекеті

 

Мотивационно-побудительный

 

Мотивациялық қозғаушылық

Педагог: Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся. Утренний круг:
Здравствуйте, все кто пришел к нам сегодня.
Здравствуйте, все кто верит в добро.
Мы очень вас любим и счастья желаем.                                               И мне и тебе оно очень нужно.

Дети садятся на стульчики.
Педагог: Ребята, послушайте загадку и отгадайте о чем идет речь:
Дни стали короче, Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает - Когда это бывает?

 

 

Дети выполняют.

 

Дети проявляют интерес, отгадывая загадку про осень.

Организационно поисковый

 

Ұйымдастыру іздестіру

 Итак, ребята, как вы, наверное, и поняли, сегодня мы будем говорить об осени.

Вопросы беседы:

- После какого времени года наступает осень?

- А какие  периоды осени вы знаете?

- Какой сейчас период осени?

- Что происходит осенью в природе? (дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, листья все облетели и почернели, травы буреют, небо в свинцовых тучах, идут холодные дожди со снегом, ночью мороз и лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, некоторые звери готовятся к спячке, другие готовят запасы на зиму)

 Педагог: Молодцы, ребята. Предлагаю вам поиграть игру, которая называется   «Исправь ошибку»,

а помогут нам в этой игре сигнальные карточки.

 - Осенние месяцы – февраль, июнь и март.

- Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Поздней осенью погода  пасмурная, дождливая и холодная.

- Осенью к спячке готовятся волки, лисы, зайцы.

- Осенью к спячке готовятся медведи, сурки, барсуки, ежи.

 Педагог:  С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы, записывали приметы.  Ребята у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы, стихи  и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Педагог открывает крышку.

 Пословицы:

1.  Коли ясно, то и осень прекрасна

2.  Осень идет и  дождь за собой ведет.

3.  Красна весна цветами, а осень пирогами.

4.  От осени к лету, поворота нету.

5.  Лето со снопами, осень с пирогами.

6.  Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

 Приметы:

1.  Осенью паутина - на ясную погоду.

2.  Гром в сентябре – теплая осень.

3.  Когда гусь улетает – снег выпадает.

4.  В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

5.  Осенью птицы летят низко –к холодной, высоко – к теплой зиме.

6.  Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

7.  Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

 Педагог: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

-  У меня разноцветный мяч,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Для этого нам нужно встать в круг.

Игра «Погода осенью»

Дети, а какая погода осенью:

·        когда идет дождь – дождливая;

·        когда дует ветер – ветреная;

·        когда холодно – холодная;

·        когда пасмурно - пасмурная;

·        когда сыро - сырая;

·        когда хмуро – хмурая

·        когда ясно - ясная

·        когда тепло – теплая

·        когда  светит солнце – солнечная

·        когда начинается –ранняя

·        когда заканчивается - поздняя

Педагог: Мяч подскакивает вверх, кто подпрыгнет выше всех?

Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал.

 Педагог. Ребята, я предлагаю вам отправиться в очень одно интересное место.

Художница: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пришли ко мне в творческую мастерскую. Я вам предлагаю послушать произведение Чайковского «Времена года», а вы закройте глаза и  попробуйте угадать, как называется это произведение.

  Звучит пьеса И.П.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»

Художница:  Правильно вы угадали. Определите характер этой мелодии.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя  прощальная краса…

На диапроекторе высвечивается репродукция И. И.  Левитана «Золотая осень»

Художница: Ребята, это картина известного художника И.И. Левитана.

Вопросы беседы:

-Какой период осень изобразил художник?

-Почему вы так думаете?

-Какие краски использовал художник?

-Как бы вы назвали эту картину?

 Художница: Картина  так и называется - «Золотая осень»

А теперь послушайте еще одно произведение Чайковского «Времена года». Закройте глаза.

Звучит пьеса И.П.Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года»

Вот такую осень видел композитор Чайковский.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца

Художница: Что вы чувствовали, слушая произведение? Какую осень видели перед глазами? Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите на иллюстрацию картины А. Саврасова «Поздняя осень»

Вопросы беседы:

-Какие краски поздней осени запечатлел в своем пейзаже художник?

Художница: Мы с вами не будем грустить об уходящей осени, ведь в любое время года есть свое очарованье. Мне, например, нравится сидеть у окна и слушать шум  дождя, шум ветра и представлять, чтобы  бы я нарисовала будь я  известным художником.

А вы хотите стать юными художниками? У меня в мастерской есть все  для вашего творчества. Здесь вы можете нарисовать осень. Рисовать мы ее будем известным вам способом свечой.

Художница: Но прежде, чем мы приступим к работе, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер северный подул:

С-С-С, все листья с липы сдул (пошевелить пальцами по спине)

Полетели, закружились,

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать: (постучать пальцами по спине)

Кап-кап, кап-кап-кап.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (постучать кулаками по спине)

Снег потом припорошил, (круговые движения рук по спине)

Одеялом их накрыл. (плавные движения кистями рук вперед, назад по спине)

Художница предлагает детям приступить к работе.

Звучит пьеса П.И.Чайковского






Дети отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают красный цвет, если с ответом не согласны, зеленый - если ответ верный.

 

 

 

Дети читают стихи, называют приметы и пословицы и имитируют складывание каждой названной пословицы и приметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг и играют, называя какая погода осенью.

 

 

 

 

Дети прыгают.

 

 

Дети соглашаются.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, что мелодия спокойная, немного грустная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают мелодию, отвечают на вопросы и рассматривают картину.

 

 

 

 

 

 

Дети слушают художницу.

 

 

Дети поворачиваются спиной друг за другом, делают массаж на спину своему соседу.

 

Дети рисуют.

Рефлексивно- коррегирующий

 

Рефлексивті- түзетушілік

 Педагог.  Ребята замечательные картины у вас получились. О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали? Понравилось ли вам?

Попрощайтесь с художницей, с гостями.

 

Дети подводят итог занятия, отвечают на вопросы педагога и под музыку уходят.

 


Күтілетін нәтиже - Ожидаемый результат:
Нені біледі - Знать: об изменениях в природе осенью.
Қандай түсініктерді игерді - Иметь: представление о нетрадиционной художественной технике - рисование свечой; о репродукциях известных художников; о создании образа осени в малых жанрах, поэзии и в музыкальных  произведениях.
Меңгерген дағдылар мен іскерліктер - Уметь:  передавать в рисунке явления действительности;  подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными; называть слова на казахском языке по теме «осень».
Чернышевой Л.Н. ОКШИДС №68, г. Караганда

https://i.mycdn.me/image?t=0&bid=850044183241&id=850044183241&plc=WEB&tkn=*IC2ivVHPPVkPlWBqAR0MR5fEYfI